Грузы и их характеристика

Грузами на транспорте называются все предметы с момента их приема для перевозки до момента сдачи их грузополучателю.

Автомобильный транспорт работает с огромной номенклатурой грузов. Грузы подразделяются по целому ряду обобщенных признаков.

  • По народнохозяйственному признаку вся номенклатура грузов подразделяется на: промышленные (металл, руда, уголь, нефть); сельскохозяйственные (зерно, хлопок, удобрение); строительные (цемент, песок, бетон, кирпич); торговые (пищевые продукты, промышленные товары, грузы для общественного питания); коммунальные (мусор, снег, пищевые отходы); прочие (возврат тары, багаж и т. д.).
  • По способу погрузки и разгрузки, в зависимости от физических свойств грузы подразделяются: наволочные, сыпучие, жидкие (наливные), штучные (тарные и бестарные).
  • Штучные грузы по массе одного грузового места подразделяются на: обычные (нормальной массы) — масса единицы груза не превышает 250 кг, а для катных грузов — 500 кг; повышенной массы — от 250 (500) кг до 30 т.; тяжеловесные — массой более 30 т. Для перевозки последних требуется специальное разрешение соответствующих органов и ГИБДД.
  • По условиям перевозки различают: обычные грузы и специфические (скоропортящиеся, застывшие, смерзающиеся, испаряющиеся, антисанитарные, живые, опасные).
  • По степени опасности грузы подразделяются на 4 класса: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары); грузы опасные по своим размерам (2,5 м — по ширине, 4,0 м — по высоте, 2 м. свисания, вес более 30 т одного места); пылящие и горячие (цемент, асфальт, минеральные удобрения); опасные.
  • По степени использования грузоподъемности автомобиля (от объемного веса) грузы подразделяются на 4 класса.

Класс груза определяется физическими свойствами и способом его упаковки. Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной упаковке.